Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы

Юрист или художник?

Наверное, когда родился Василий Кандинский (1866 - 1944), у его колыбели стояли две феи и спорили: юристом быть ему или художником?

Живопись, а точнее любовь к ней, круто изменила судьбу Кандинского. Когда Василий окончил одесскую гимназию, было решено, что он поедет поступать на юридический факультет Московского университета. Кандинский с интересом изучал право, готовился к написанию диссертации, получил предложение занять место профессора юриспруденции. Может, не стоило успешному юристу, с отличием окончившему юридический факультет Московского университета, в 30 лет отказываться от предложения занять место профессора? Не сожалел ли он о своем выборе, отправившись в Мюнхен, который в 1896 году являлся одним из центров культуры, учиться живописи?

Вот как о Кандинском отозвался русский художник Игорь Грабарь, когда увидел его в мюнхенской школе Антона Ашбе: "Является какой-то господин с ящиком красок, занимает место и принимается работать. Вид совершенно русский, даже с оттенком Московского университета и даже с каким-то намеком на магистранство... Оказался Кандинским". И еще: "Он какой-то чудак, очень мало напоминает художника, совершенно ничего не умеет, но, впрочем, по-видимому, симпатичный малый".

В 1900 году началось обучение в Мюнхенской академии художеств, последовали выставки, путешествия, написание книг. Творчество Кандинского приобрело мировое значение и мировую известность.

В автобиографической книге "Текст художника. Ступени" Кандинский размышляет над тем, что занятия юридическими науками даром не прошли, они упражняли способность углубляться в сферу отвлеченного. Помимо политической экономии его захватывало римское право, уголовное право, история русского права и обычное право, этнография. Эти науки позволяли переживать внутренний подъем, вдохновение. Но часы, проведенные за изучением правовых наук, бледнели при первом соприкосновении с искусством.

Было бы ошибкой считать, что поздняя смена профессиональной ориентации перечеркнула ранний опыт. Отказавшись от кафедры в Дерпте ради мюнхенской художественной школы, Кандинский не отказался от ценностей науки.

В 1914 году он приехал в Москву. Здесь его застала революция. Кандинский принял ее, занялся общественной деятельностью, участвовал в организации охраны памятников искусства, преподавал. Однако, несмотря на искреннее желание вписаться в новую жизнь, это у него не получилось, и в 1921 году Василий Васильевич навсегда уезжает в Германию. Здесь, в Высшей школе строительства и художественного конструирования (Баухауз), он возглавил мастерскую настенной живописи. Но в 1933 году Кандинский вынужден уехать из Германии: тоталитарная система не признавала абстрактного искусства.

Один из многих

Последние годы жизни художник провел во Франции. Им написаны книги "О духовном в искусстве", "Текст художника. Ступени", "Точка и линия на плоскости", статьи, доклады, манифесты, которые помогают понять его картины, его абстрактную, "беспредметную" живопись, которая, по мнению художника, не вычеркивает прежнее искусство, а разделяет его ствол на две главные ветви, без которых образование кроны зеленого дерева было бы немыслимым.

Кандинский считал возможным передать с помощью живописи музыку, чувства, эмоциональное состояние. Различные периоды творчества художника отличаются. В его абстракциях можно почувствовать сдержанность и мягкость, подъем творческой энергии и накал страстей. Названия картин - "Вибрация" (1924), "Маленькая мечта в красном" (1925), "Движение" (1935), "Различные происшествия" (1941) - заставляют думать, а затем, рассматривая произведения, чувствовать, наверное, что-то свое, не всегда авторское. Но равнодушно смотреть на эти работы не получится, они манят, притягивают, а значит, обладают каким-то секретом, тайной, присущей шедеврам.

Творения русского художника, юриста и живописца Кандинского вызывают бесконечный интерес в музеях мира, а на мировых художественных аукционах пользуются неимоверным спросом.

Кроме Кандинского есть и другие художники, имеющие отношение к юриспруденции. Николай Рерих, Игорь Грабарь, Василий Поленов, французский художник Анри Матисс - тоже наши коллеги, юристы по образованию. Юриспруденция, безусловно, влияла на творческий процесс, на выбор сюжетов для написанных ими прекрасных полотен, на их судьбу.

Не раз сцены суда, размышления над нравственностью и справедливостью не только общества в целом, но и самих судей, как и других участников процесса, становились сюжетом того или иного живописного произведения.

Так, автор знаменитого "Московского дворика", юрист по образованию, В. Поленов в 1888 году вынес на суд зрителей картину глубокого нравственного содержания "Христос и грешница (Кто без греха?)". Художник-юрист напоминает нам, что, прежде чем осудить кого-то и выбрать меру наказания, нужно понаблюдать за собой, обратиться внутрь себя.

© Copyright 2014-2024, ООО Консалтинговая группа «Гармония права»
Адрес: 121170, Москва, ул. Генерала Ермолова, д. 2
Телефон: +7 (495) 790-9811